(Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845, мест. Каховка Днепровского у. Таврической губ.- 3.08.1917, г. Алушта Ялтинского у. Таврической губ.), архиеп. Донской и Новочеркасский. Из семьи священника. Окончил Херсонскую ДС. 26 сент. 1867 г. Таврическим и Симферопольским еп. Алексием (Ржаницыным) рукоположен во иерея к Покровской ц. в Каховке, в том же году назначен законоучителем в каховское народное уч-ще. Овдовев, продолжил образование в качестве вольнослушателя в КДА. В авг. 1875 г., согласно прошению, советом Православного миссионерского об-ва определен в Алтайскую духовную миссию. Прибыл на Алтай 19 окт., первоначально служил в Улалинском отд-нии миссии, 15 мая 1877 г. переведен в Чёрно-Ануйское, к-рое отличалось обширностью территории и большой численностью новокрещеных. Заботами свящ. Филарета в 1878 и 1879 гг. были построены училищный дом в с. Чёрный Ануй и церковь в с. Ильинском, в 1879 и 1881 гг. в селах Ильинском и Тюдрала открылись начальные школы.
В 1882 г. о. Филарет был назначен первым миссионером в новоучрежденную Киргизскую миссию (миссия занималась распространением христианства среди казахов-мусульман, к-рых в XVIII - нач. ХХ в. называли киргизами) с местопребыванием в г. Усть-Каменогорске, многое сделал для организационного оформления миссии. После перенесения миссионерского стана в Семипалатинск свящ. Филарет был назначен в марте 1883 г. настоятелем тюремной церкви в Семипалатинске, состоял законоучителем и попечителем местных школ, жен. прогимназии. Свящ. Филарет учредил первый постоянный стан в пос. Буконском Зайсанского у., куда вскоре переехал. В 1884 г. его заботами в поселке была построена церковь и открыта муж. школа, в 1887 г. открылась жен. школа, были построены дома для миссионера и псаломщика. 13 апр. 1886 г. о. Филарет был избран попечителем кокпектинской и буконской муж. начальных школ, в февр. 1888 г. утвержден попечителем буконской жен. школы. В марте 1889 г. возведен в сан протоиерея. В 1890 г. назначен 2-м помощником начальника Алтайской и Киргизской миссий. 21 нояб. 1890 г. пострижен в монашество и одновременно, согласно указу Святейшего Синода от 1 сент., возведен в сан игумена, в мае следующего года возведен в сан архимандрита.
26 июня 1891 г. В. был назначен и 18 авг. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с назначением начальником Алтайской и Киргизской миссиями. За время руководства миссиями обратил в христианство 285 чел.
3 июня 1893 г. В. был переведен на Владикавказскую кафедру. По инициативе В. епархия была выведена из состава Грузинского Экзархата (указ 10 сент. 1894) для более успешной организации миссионерской работы, в связи с чем были расширены ее границы, начала работу духовная консистория. В. считал, что мир на Кавказе возможен только с принятием его народами Православия: «Вы хотите мира и любви, так знайте, что для этого прежде всего надо быть христианами» (Владикавказские ЕВ. 1900. № 19. С. 344). За время управления епархией В. освятил ок. 30 храмов, церквей-школ и часовен, в т. ч. кафедральные соборы Михаило-Архангельский во Владикавказе (1894), при к-ром 15 марта 1894 г. открыл братство во имя арх. Михаила, и Успенский в Моздоке (1904). 1 янв. 1895 г. начали издаваться «Владикавказские епархиальные ведомости» с большим миссионерским отделом. В епархии были учреждены должности противораскольнического и противосектантского миссионеров. На миссионерском съезде 1901 г. открыты 4 должности окружных миссионеров.
Особое внимание архиерей уделял развитию школьного образования. Количество школ при В. в Сев. Осетии утроилось. 17 окт. 1894 г. во Владикавказе открылось епархиальное жен. уч-ще, в 1896 г. возобновило работу Владикавказское ДУ. 12 авг. 1895 г. Ардонское осет. ДУ было преобразовано в Александровскую ДС, к-рая сыграла большую роль в укреплении церковноприходской жизни в селах Осетии - почти во всех осет. приходах к нач. XX в. священниками служили воспитанники этой семинарии. Число осет. церквей и часовен во время управления епархией В. достигло 40. Архиерей совершал частые поездки по Осетии, при нем было увеличено жалованье духовенству. По инициативе В. был организован ежегодный крестный ход с Иверской (Моздокской) иконой Божией Матери из Моздока во Владикавказ через христ. и мусульм. аулы Сев. Осетии. Впосл. осетины-мусульмане стали участвовать во встречах и проводах святыни.
В 1894 г. В. открыл и освятил Покровскую жен. общину, к-рая 6 февр. 1898 г. была преобразована в Покровский жен. мон-рь - первый во Владикавказе. Построил колонию для прокаженных (1897), осет. приют, 30 авг. 1897 г. устроил и освятил архиерейский дом с церковью, 28 янв. 1901 г. освятил церковь в ДУ. В 1903 г. отмечался 10-летний юбилей служения В. во Владикавказской епархии. Среди многочисленных наград и подарков, полученных по этому случаю, был драгоценный крест с частицей св. мощей, присланный Иерусалимским Патриархом Дамианом. В 1904 г. В. присутствовал в Святейшем Синоде.
12 авг. 1904 г. В. был назначен на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру. 16 сент. 1908 г. переведен в Новочеркасск с возведением в сан архиепископа Донского и Новочеркасского. 11 июля 1914 г. по болезни уволен на покой с назначением сверхштатным членом Московской синодальной конторы и управляющим Заиконоспасским московским в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рем. Награжден орденами св. Анны 3-й (1890) и 1-й (1895) степени, равноап. кн. Владимира 3-й (1892) и 2-й (1900) степени.
В. перевел на казах. язык и издал «Первоначальные сведения о святой христианской вере готовящимся ко Святому Крещению» (Каз., б. г.), «Чин обращения магометан к Святой Церкви, молитвы», «Евангелие от Луки» (Каз., 1883), «Жизнь и страдания св. вмч. Евстафия Плакиды с семейством» (Каз., 1886), «Плач души грешника при разлучении ее от тела о грехах своих» (Каз., 1888), «Священную историю Ветхого Завета» (Каз., 1890), вероучительные и нравоучительные книги прот. И. Г. Поспелова (Как жить по православной вере, Кострома, 1878-1879; пер.: 1891-1892 и др.). Миссионерские записки В. печатались в журналах «Православное обозрение», «Странник», «Московские церковные ведомости», «Миссионер», «Томские епархиальные ведомости» и др.